Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система города Славгорода»

 

Никакие провалы истории и

глухие пространства времени

не в состоянии уничтожить

человеческую мысль, закрепленную

в сотнях, тысячах и миллионах

рукописей и книг.

К.Г. Паустовский.

 

История Архангельской сельской библиотеки

 

Краткая история села Архангельское:

 

В далеком 1909 году около 300 семей из села Архангельское Херсонской губернии, воспользовавшись льготными условиями переселения, приехали на вольные сибирские земли и образовали поселение «Черный Дол». Впоследствии оно было переименовано, как и родное украинское село – Архангельское. Этот год и принято считать началом образования села. Постепенно, год за годом, приезжали в село Архангельское новые переселенцы. Трудились, создавали семьи, рожали детей. И уже для нескольких поколений коренных архангельцев это село является родиной.

 

Сегодня в Архангельском проживают более 300 человек. Село представляет собой культурную и историческую ценность и имеет богатую историю. В годы гражданской войны здесь стояло село Чёрный Дол, сожжённое дотла белобандитами. Чернодольское восстание (2-10 сентября 1918 г.) было самым крупным крестьянским восстанием в Сибири во второй половине 1918 г., в котором участвовало около 15 тыс. человек.

 

В селе два памятника, оба участникам Чернодольского восстания. Вот как в стихотворной форме о событиях тех трагических лет рассказывает бывшая жительница села Татьяна Пушкарева.

 

 

Это было в Черном Доле

 

Это было в Черном доле: шла гражданская война,

Чернодольские подворья отказались воевать.

Молодой Советской власти присягнули на года,

В Белой гвардии сражаться отказались навсегда.

Не дадим на поле брани нашим детям погибать,

Милой Родине врагами мы не будем никогда.

Их ответ в дорожном штабе злобно принял генерал,

Помышляя о расправах, мир которых не видал.

Рано утром на рассвете в путь отправился отряд –

Вот уже и в сельсовете стены пламенем горят.

Хаты ярко полыхали, выгорали до земли,

Но защитники не сдали убеждения свои.

Море крови, плач и стоны помнит матушка-земля,

Помнит облики героев, жизнь отдавших за сельчан.

И сегодня в Черном доле их святые имена.

Чтут и помнят в каждом доме, завещают сыновьям.

Это было в Черном доле: шла гражданская война,

Чернодольские подворья отказались воевать…

 

 

 

История Архангельской сельской библиотеки:

 

До 1917 года никаких очагов культуры не было. В первые годы советской власти в нашей стране была разработана государственная программа Советской России «Ликвидация безграмотности», согласно которой, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, было обязано учиться грамоте. Борьба с неграмотностью сопровождалась культурно-политическим просвещением: повсеместно открывались школы и избы-читальни. Открылась такая изба-читальня и в селе. Инициаторами и организаторами открытия были первые коммунисты и активисты села. Из города Славгорода привезли бревна и сложили сруб, в котором была организована изба-читальня. Здание это, кстати, существует и сейчас, но уже как жилой дом. Поначалу в избе-читальне было несколько десятков книг, которые пользовались у жителей села большим спросом.  Разумеется, изба-читальня не могла выполнить все запросы, но ведь сюда приходили не только почитать газеты и журналы, но и просто пообщаться. Изба-читальня в то время выполняла и роль клубного заведения, маленького штаба культуры в селе, где проводились коллективные читки книг. Иногда жители приходили просто послушать радио.

 

В далёком 1925 году в село приехали учителя, супруги Болдинские - Евдокия Михайловна и Иван Григорьевич. Это были люди честно и добросовестно относившиеся к своей работе. Семья Болдинских проводила колоссальную политико-просветительную деятельность среди населения. Читали доклады на общественно-научные темы, с   учащимися проводили кружковую работу. Не только дети, но и их родители сели за парты, стремясь изжить наследие прошлого. В те годы, мало кто держал в руках книги или слышал о них. В первый же год супруги Болдинские, как могли, пытались организовать досуг учеников.  Подбирали произведения известных писателей и ставили по ним инсценировки, например, «Жена ямщика», «Квартет» и многие другие. Изба-читальня являлась центром политпросвет работы на селе, были организованы два кружка - хоровой и драматический. Как писали Болдинские в своих воспоминаниях: «…много лет тяжёлой, но благородной и благодарной работы среди трудолюбивого, талантливого украинского народа казались не такими уж и тяжёлыми…». Последние годы семья Болдинских проживала в городе Новокузнецке, вместе со своей младшей дочерью.

 

Постепенно количество книг растет, и изба-читальня была преобразована в библиотеку. В 1955 году из  села Шумановка привезли первый книжный стеллаж и книги. Библиотекарем начала работать Ефименко Тамара Семёновна, которая, по словам очевидцев тех дней, проработала до 1963 года, а затем вышла замуж и вместе с семьёй переехала в райцентр Благовещенка.

 

 

Затем, после окончания  сельскохозяйственного техникума библиотечную эстафету принимает Гринько Маргарита Леонидовна. В библиотеке проработала до 4 ноября 1965 года. В настоящее время проживает в селе Славгородское.

Затем библиотеку  переводят в рядом расположенное село Беккердиновка, а в Архангельском организуется передвижная библиотека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того как Маргариту Леонидовну назначают на должность заведующей клубом, на её место принимают Гапусенко Екатерину Петровну.  Екатерина Петровна проводила большую работу в школе, в клубе, на ферме; с доярками и механизаторами, с учителями. В летний период на полевых станах, в бригадах проводилась работа по пропаганде литературы. Екатерина Петровна старалась, чтобы каждый житель села – рабочий, служащий, животновод был вовлечён в число читателей библиотеки. Для специалистов и работников сельского хозяйства она систематически организовывала выставки новых книг.  Часто посещая красный уголок фермы Архангельского отделения, Екатерина Петровна проводила для работников тематические беседы. Много Екатерина Петровна занималась общественной работой.

 

Вскоре в село возвращают библиотеку, а передвижка начала работать в Беккердиновке. Библиотеку располагают в здании сельского клуба, где одна небольшая комната была и абонементом, и читальным залом. Екатерина Петровна уходит работать в клуб.

В разное время в библиотеке работали: Видеман Елена  Александровна, Атаканова Нинель Маданиевна, Амельченко Эльвира Ивановна,  Строцкая  Анжелика Викторовна, Веремьёва Алла Александровна, Григоренко Инна Константиновна.

 

 

 

 

 

 

С сентября 1986 года и до 2009 года в библиотеке после окончания Барнаульского культпросвет училища по специальности руководитель самодеятельного театрального коллектива, работает молодой специалист Мирзоян Майя Викторовна, а после того как Екатерина Петровна ушла на заслуженный отдых, Майя Викторовна совмещала должность заведующей клубом и заведующей библиотекой. Проводилось много массовых мероприятий, особенно викторин, конкурсов, музыкально-поэтических вечеров.  В практику вошли презентации книг, литературно-музыкальные композиции. Проводилась пропаганда решений Пленумов и Постановлений партий и правительства. Библиотека способствовала пропаганде литературы в помощь нравственному, правовому воспитанию читателей. Основное внимание уделяется детям и подросткам. Майя Викторовна активно использовала разные формы и методы: книжно-иллюстративные выставки, библиотечные уроки, тематические вечера. Организуются обзоры литературы, викторины, экскурсии. Оформляются книжные подборки и выставки к юбилейным и знаменательным датам писателей.

 

Сотрудники ЦБ очень часто посещали библиотеку, оказывая методическую, практическую, консультативную помощь.

 

 

 

 

 

В 2009 году в библиотеку вновь возвращается Делигиоз (Веремьёва) Алла Александровна. Алла Александровна человек творческий, без ее участия не обходится ни одно большое  или маленькое мероприятие на территории поселения. Массовая работа является важной частью всей деятельности библиотеки и осуществляется в тесном творческом взаимодействии с сельским клубом. Школа, сельский клуб и библиотека на селе как единая семья, где каждый помогает и дополняет друг друга. Особой популярностью пользуется приоритетное направление работы – краеведение. И это не случайно, т.к. село богато своей историей, которую библиотекари стараются хранить и преумножать. Поэтому почти вся деятельность библиотеки в работе с читателями проводится в этом направлении.  Реализуется историко-краеведческий проект «В селе моём история России». Цель проекта - пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю, своей Малой Родине. Отсюда следует, что воспитание любви к нашей большой Родине – России, немыслимо без любви к Родине-малой, ее истории, природе, людям. И прошлое библиотеки тоже частица этой истории. Сейчас на территории села проживает около 300 жителей, большая часть из них являются читателями библиотеки. Из поколения в поколения приходят они сюда, чтобы окунуться в разнообразный книжный мир и выбрать понравившуюся книгу для души или творчества. Библиотека в содружестве с учителями сельской школы старается систематизировать знания школьников, расширить их кругозор, помочь в каком-то любимом деле или увлечении.

 

Архангельская сельская библиотека – обыкновенная библиотека, таких в России тысячи, но для читателей и жителей села – она единственная и дорога им такая, как есть – с приветливым библиотекарем, мудрыми книгами и со всеми житейскими проблемами, которые возникают с приходом новых реформ.

 

 

 

Библиографический список и источники информации:

 

1. Жемеров, В.Г. Славгород / В.Г. Жемеров. - 3-е изд., перераб. и доп. – Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 2000. – 224 с., ил.

2. Куропятник, М. В огне Чернодольского восстания  / Марина Куропятник // Минувшие дни. – 2003. – N 1. – С. 19-23: ил.

3. Мелинг, В.  Кто не помнит  /Вера Мелинг // Славгородские вести. – 2010. – 14 декабря. – С.1.

4. О реорганизации Славгородской централизованной библиотечной системы: решение Славгородского Городского Совета Народных Депутатов Алтайского края, Президиума от 18 января 1991 г. №15 // Номенклатура дел ЦБС г. Славгорода 01-14.

5. О создании районной централизованной библиотечной системы: решение Славгородского районного Совета Народных Депутатов, Исполнительного комитета от 27 декабря 1990 года №206 // Номенклатура дел ЦБС г. Славгорода 01-14.

6. Проза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2017/01/16/1397

7. Протас, В. Библиотечной истории живые страницы / В.И. Протас // Минувшие дни: историко-краеведческий журнал. - 2010. - №5. - С.104-107.

8. Пушкарева, Т. С любовью к Родине / Татьяна Пушкарева // Славгородские вести. – 2017. – 2 февраля. – С. 13-14, фото.

9. Славгород официальный сайт администрации города [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slavgorod.ru/news/news_1718.html

10. Сомов, К.  Война: ускоренная жизнь [документальные очерки] / Константин Сомов. - Барнаул: Алтай, 2010. – 615 с., ил.

 

 

 

Автор: библиотекарь Архангельской сельской библиотеки Делигиоз Алла Александровна

 

 

г. Славгород, 2017 год

История Архангельской сельской библиотеки

 

Краткая история села Архангельское:

 

В далеком 1909 году около 300 семей из села Архангельское Херсонской губернии, воспользовавшись льготными условиями переселения, приехали на вольные сибирские земли и образовали поселение «Черный Дол». Впоследствии оно было переименовано, как и родное украинское село – Архангельское. Этот год и принято считать началом образования села. Постепенно, год за годом, приезжали в село Архангельское новые переселенцы. Трудились, создавали семьи, рожали детей. И уже для нескольких поколений коренных архангельцев это село является родиной.

 

Сегодня в Архангельском проживают более 300 человек. Село представляет собой культурную и историческую ценность и имеет богатую историю. В годы гражданской войны здесь стояло село Чёрный Дол, сожжённое дотла белобандитами. Чернодольское восстание (2-10 сентября 1918 г.) было самым крупным крестьянским восстанием в Сибири во второй половине 1918 г., в котором участвовало около 15 тыс. человек.

 

В селе два памятника, оба участникам Чернодольского восстания. Вот как в стихотворной форме о событиях тех трагических лет рассказывает бывшая жительница села Татьяна Пушкарева.

 

 

Это было в Черном Доле

 

Это было в Черном доле: шла гражданская война,

Чернодольские подворья отказались воевать.

Молодой Советской власти присягнули на года,

В Белой гвардии сражаться отказались навсегда.

Не дадим на поле брани нашим детям погибать,

Милой Родине врагами мы не будем никогда.

Их ответ в дорожном штабе злобно принял генерал,

Помышляя о расправах, мир которых не видал.

Рано утром на рассвете в путь отправился отряд –

Вот уже и в сельсовете стены пламенем горят.

Хаты ярко полыхали, выгорали до земли,

Но защитники не сдали убеждения свои.

Море крови, плач и стоны помнит матушка-земля,

Помнит облики героев, жизнь отдавших за сельчан.

И сегодня в Черном доле их святые имена.

Чтут и помнят в каждом доме, завещают сыновьям.

Это было в Черном доле: шла гражданская война,

Чернодольские подворья отказались воевать…

 

 

 

История Архангельской сельской библиотеки:

 

До 1917 года никаких очагов культуры не было. В первые годы советской власти в нашей стране была разработана государственная программа Советской России «Ликвидация безграмотности», согласно которой, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, было обязано учиться грамоте. Борьба с неграмотностью сопровождалась культурно-политическим просвещением: повсеместно открывались школы и избы-читальни. Открылась такая изба-читальня и в селе. Инициаторами и организаторами открытия были первые коммунисты и активисты села. Из города Славгорода привезли бревна и сложили сруб, в котором была организована изба-читальня. Здание это, кстати, существует и сейчас, но уже как жилой дом. Поначалу в избе-читальне было несколько десятков книг, которые пользовались у жителей села большим спросом.  Разумеется, изба-читальня не могла выполнить все запросы, но ведь сюда приходили не только почитать газеты и журналы, но и просто пообщаться. Изба-читальня в то время выполняла и роль клубного заведения, маленького штаба культуры в селе, где проводились коллективные читки книг. Иногда жители приходили просто послушать радио.

 

В далёком 1925 году в село приехали учителя, супруги Болдинские - Евдокия Михайловна и Иван Григорьевич. Это были люди честно и добросовестно относившиеся к своей работе. Семья Болдинских проводила колоссальную политико-просветительную деятельность среди населения. Читали доклады на общественно-научные темы, с   учащимися проводили кружковую работу. Не только дети, но и их родители сели за парты, стремясь изжить наследие прошлого. В те годы, мало кто держал в руках книги или слышал о них. В первый же год супруги Болдинские, как могли, пытались организовать досуг учеников.  Подбирали произведения известных писателей и ставили по ним инсценировки, например, «Жена ямщика», «Квартет» и многие другие. Изба-читальня являлась центром политпросвет работы на селе, были организованы два кружка - хоровой и драматический. Как писали Болдинские в своих воспоминаниях: «…много лет тяжёлой, но благородной и благодарной работы среди трудолюбивого, талантливого украинского народа казались не такими уж и тяжёлыми…». Последние годы семья Болдинских проживала в городе Новокузнецке, вместе со своей младшей дочерью.

 

Постепенно количество книг растет, и изба-читальня была преобразована в библиотеку. В 1955 году из  села Шумановка привезли первый книжный стеллаж и книги. Библиотекарем начала работать Ефименко Тамара Семёновна, которая, по словам очевидцев тех дней, проработала до 1963 года, а затем вышла замуж и вместе с семьёй переехала в райцентр Благовещенка.

 

 

Затем, после окончания  сельскохозяйственного техникума библиотечную эстафету принимает Гринько Маргарита Леонидовна. В библиотеке проработала до 4 ноября 1965 года. В настоящее время проживает в селе Славгородское.

Затем библиотеку  переводят в рядом расположенное село Беккердиновка, а в Архангельском организуется передвижная библиотека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того как Маргариту Леонидовну назначают на должность заведующей клубом, на её место принимают Гапусенко Екатерину Петровну.  Екатерина Петровна проводила большую работу в школе, в клубе, на ферме; с доярками и механизаторами, с учителями. В летний период на полевых станах, в бригадах проводилась работа по пропаганде литературы. Екатерина Петровна старалась, чтобы каждый житель села – рабочий, служащий, животновод был вовлечён в число читателей библиотеки. Для специалистов и работников сельского хозяйства она систематически организовывала выставки новых книг.  Часто посещая красный уголок фермы Архангельского отделения, Екатерина Петровна проводила для работников тематические беседы. Много Екатерина Петровна занималась общественной работой.

 

Вскоре в село возвращают библиотеку, а передвижка начала работать в Беккердиновке. Библиотеку располагают в здании сельского клуба, где одна небольшая комната была и абонементом, и читальным залом. Екатерина Петровна уходит работать в клуб.

В разное время в библиотеке работали: Видеман Елена  Александровна, Атаканова Нинель Маданиевна, Амельченко Эльвира Ивановна,  Строцкая  Анжелика Викторовна, Веремьёва Алла Александровна, Григоренко Инна Константиновна.

 

 

 

 

 

 

С сентября 1986 года и до 2009 года в библиотеке после окончания Барнаульского культпросвет училища по специальности руководитель самодеятельного театрального коллектива, работает молодой специалист Мирзоян Майя Викторовна, а после того как Екатерина Петровна ушла на заслуженный отдых, Майя Викторовна совмещала должность заведующей клубом и заведующей библиотекой. Проводилось много массовых мероприятий, особенно викторин, конкурсов, музыкально-поэтических вечеров.  В практику вошли презентации книг, литературно-музыкальные композиции. Проводилась пропаганда решений Пленумов и Постановлений партий и правительства. Библиотека способствовала пропаганде литературы в помощь нравственному, правовому воспитанию читателей. Основное внимание уделяется детям и подросткам. Майя Викторовна активно использовала разные формы и методы: книжно-иллюстративные выставки, библиотечные уроки, тематические вечера. Организуются обзоры литературы, викторины, экскурсии. Оформляются книжные подборки и выставки к юбилейным и знаменательным датам писателей.

 

Сотрудники ЦБ очень часто посещали библиотеку, оказывая методическую, практическую, консультативную помощь.

 

 

 

 

 

В 2009 году в библиотеку вновь возвращается Делигиоз (Веремьёва) Алла Александровна. Алла Александровна человек творческий, без ее участия не обходится ни одно большое  или маленькое мероприятие на территории поселения. Массовая работа является важной частью всей деятельности библиотеки и осуществляется в тесном творческом взаимодействии с сельским клубом. Школа, сельский клуб и библиотека на селе как единая семья, где каждый помогает и дополняет друг друга. Особой популярностью пользуется приоритетное направление работы – краеведение. И это не случайно, т.к. село богато своей историей, которую библиотекари стараются хранить и преумножать. Поэтому почти вся деятельность библиотеки в работе с читателями проводится в этом направлении.  Реализуется историко-краеведческий проект «В селе моём история России». Цель проекта - пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю, своей Малой Родине. Отсюда следует, что воспитание любви к нашей большой Родине – России, немыслимо без любви к Родине-малой, ее истории, природе, людям. И прошлое библиотеки тоже частица этой истории. Сейчас на территории села проживает около 300 жителей, большая часть из них являются читателями библиотеки. Из поколения в поколения приходят они сюда, чтобы окунуться в разнообразный книжный мир и выбрать понравившуюся книгу для души или творчества. Библиотека в содружестве с учителями сельской школы старается систематизировать знания школьников, расширить их кругозор, помочь в каком-то любимом деле или увлечении.

 

Архангельская сельская библиотека – обыкновенная библиотека, таких в России тысячи, но для читателей и жителей села – она единственная и дорога им такая, как есть – с приветливым библиотекарем, мудрыми книгами и со всеми житейскими проблемами, которые возникают с приходом новых реформ.